Яндекс.Метрика
РУС БЕЛ ENG

СОХРАНИМ ЖИЗНЬ ВМЕСТЕ!

СОХРАНИМ ЖИЗНЬ ВМЕСТЕ!

Памятка для родителей по профилактике суицидального поведения подростков

Суицид (самоубийство)- осознанное лишение себя жизни. Суицидальное поведение - более широкое понятие, включающее в себя суицидальные покушения, попытки и проявления. Самоубийство - это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой. Уровень подросткового суицида - один из самых высоких в мире.

Причины обычно связаны с проблемами в ближайшем окружении: с разводами родителей, с их повторными браками, алкоголизмом, конфликтами, с болезнью и потерей близких родственников.

Сфера общения детей изменяется и вызывает сложный внутренний конфликт: потребность общаться остается, а реализовать ее в привычных формах уже нельзя. Не зная, как повлиять на членов семьи или окружающих, ребенок задумывает самоубийство. Суицид может быть и средством выхода самого человека из непереносимой ситуации.

Риску суицида подвержены подростки с определенными психологическими особенностями:

  • эмоционально чувствительные, ранимые;
  • настойчивые в трудных ситуациях и одновременно неспособные к компромиссам;
  • негибкие в общении (их способы взаимодействия с окружающими достаточно однотипны и прямолинейны);
  • склонные к импульсивным, эмоциональным, необдуманным поступкам;
  • склонные к сосредоточенности на эмоциональной проблеме и к формированию сверхзначимого отношения;
  • пессимистичные;
  • замкнутые, имеющие ограниченный круг общения.

Факторы риска суицидального поведения, характерные для подросткового возраста:

  1. Антисоциальное поведение у членов семьи
  2. Жестокость, насилие, отверженность в семье
  3. Недостаток внимания и заботы
  4. Неспособность к обсуждению семейных проблем
  5. Развод родителей
  6. Нежелательная беременность
  7. Чрезмерно высокие или низкие ожидания родителей в отношении детей
  8. Проблемы в учебном заведении
  9. Воспитывает опекун
  10. Ранняя потеря родителей в возрасте до 13 лет
  11. Наличие нарушений развития - инфантилизм, акселерация

Основные мотивы суицидального поведения:

  1. Переживания и обиды, одиночество, непонимания, отчужденности;
  2. Переживание по поводу развода или смерти родителей;
  3. Чувство вины, стыда, самообвинения, оскорбленного самолюбия;
  4. Страх позора, унижения, насмешек, наказания;
  5. Любовные неудачи;

6.Переживания чувства мести, злобы, протеста, угрозы;

  1. Желание привлечь к себе внимание, сочувствие;
  2. Подражание героям кинофильмов, влияние деструктивных группировок.

Наиболее распространенными признаками суицидального поведения являются:

  • капризность, привередливость;
  • депрессия;
  • агрессивность;
  • нарушение аппетита;
  • раздача подарков окружающим;
  • психологическая травма;
  • перемены в поведении и другие.

Вас должны насторожить высказывания ребенка:

  • Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончится!».
  • Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»).
  • Уверения в своей беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случится, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.).
  • Прощания.
  • Самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю», «Я гениальное ничтожество. Если, как говорит один хороший человек, самоубийство – это естественный отбор, то почему же я не убьюсь наконец?» и т.п.).
  • Сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.).

Рекомендации родителям:

  • Сохраняйте контакт со своим ребенком. Для этого расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым.
  • Ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
  • Анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
  • Говорите о перспективах в жизни и будущем. Сделайте все, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь – эта та ценность, ради которой стоит жить. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения.
  • Дайте понять ребенку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении успеха.
  • Проявите любовь и заботу, разберитесь, что стоит за внешней грубостью ребенка.
  • Найдите баланс между свободой и несвободой ребенка. Современные родители стараются раньше и быстрее отпускать своих детей «на волю», передавая им ответственность за их жизнь и здоровье. Этот процесс не должен быть одномоментным и резким. Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней обходиться и что свобода может им пониматься как вседозволенность. Родителю важно распознавать ситуации, в которых ребенку уже можно предоставить самостоятельность, а в которых он еще нуждается в помощи и руководстве.
  • Учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если...";
  • Воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
  • Не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
  • Не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;
  • Обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни. Предложить ребенку свою помощь или вместе обратиться к специалисту: психиатру, психологу, священнику, любому, на ваш взгляд, жизненно-опытному человеку. Надо бросить все свои дела и быть с подростком неотступно, если чувствуете, что что-то не так. Возможно ваше вмешательство вызовет агрессию или грубое поведение - не бойтесь. Пусть он кричит, ругается, плачет, главное, чтобы его загнанное отчаяние вышло наружу. 

К каждой попытке самоубийства нужно относиться со всей серьезностью, какой бы безвредной и легкомысленной она не казалась.

Что могут сделать родители, чтобы не допустить

попыток суицида.

  • Вовремя обратитесь к специалисту, если поймете, что вам по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком. В индивидуальной или семейной работе с психологом вы освоите необходимые навыки, которые помогут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком.

Родителям так же необходимо обратить внимание на следующее:

  • Открыт ли доступ к странице ребенка.

Родителям необходимо знать, какую информацию ребенок ищет в сети Интернет, на какие сайты заходит со своего телефона или планшета. В целях обеспечения безопасности ребенка в интернете, родителям (законным представителям) стоит отслеживать, как ребенок использует сеть: устанавливать фильтры веб-содержимого, управлять контактами электронной почты или ограничить общение ребенка через интернет.

  • Важно знать, спит ли ребенок ночью, особенно около 4-5 утра.
  • Обратить внимание на одежду, особенно если ребенок не носит «открытую одежду», закрывает руки и ноги, возможно он прячет порезы.
  • Обратить внимание на вещи в комнате (наличие лезвия или «тайников», которых раньше не было).
  • Обратить внимание на беспричинные изменения поведения ребенка.